Виртуальная экскурсия по школьному музею

 В 2002 году администрация школы предложила создать на базе нашего учреждения образования эколого-этнографический музей. Экологический зал взялась создать и оформить учительница биологии (она же и директор школы) Рящикова Валентина Аркадьевна, а этнографический зал – учительница русского языка и литературы Бутор Валентина Константиновна. Если на создание этнографического зала были выделены какие-то средства из Охраны природы Смолевичского района, то этнографический зал создавали своими силами. Представители кружка «Юный этнограф» вместе с Валентиной Константиновной ходили по домам, собирали различные раритетные вещи, где-то находили что-то у себя учителя школы, где-то что-то приносили родители. Таким образом получилась очень интересная экспозиция. 

kurkovo_1

 20 июня 2003 года Курковский эколого-этнографический музей был официально открыт. Руководителями кружков «Юный этнограф» (Бутор В.К.) и «Природа и фантазия» (Рящикова В.А.) были разработаны экскурсии, которые проводятся членами кружков для всех посетителей музея. Предлагаем и вам совершить экскурсию в наш школьный этнографический музей.

kurkovo_2

 Каждый человек рано или поздно задает себе вопрос: «Кто я? Где мои корни? Куда мы идем и где наше место в мире?»

 Культурный человек начинается со знания родной истории. Именно поэтому в музее был создан уголок крестьянской избы. Центральное место, естественно, занимает печь, сделанная из больших картонных коробок, оклеенных белой бумагой. Рядом стояли ухваты, горшки. На лавке примостились утюг, безмен, маслобойка. Нашлось место и традиционной белорусской одежде, вытканной из грубого домотканого полотна и сшитого белорусским прямоугольным способом. Так из малого уголка, имитирующего крестьянскую хатку, появился этнографический музей, занимающий теперь целый класс школьной пристройки и насчитывающий более 200 экспонатов.

 Мы разделили их на следующие экспозиции:

 Предметы домашнего быта
 Вязаные изделия
 Тканые изделия
 Вышивка
 Предметы декоративно-прикладного искусства
kurkovo_3

 На каждый экспонат заведена учетная карточка, где как в настоящем музее записываем основные данные: источник и способ поступления, краткое описание экспоната, сохранность.

 Члены кружка «Юный этнограф» также являются активными собирателями экспонатов. Так Маша Войник принесла от бабушки вышитые салфетки, дорожки, наволочки, датированные 1952-54 г.г., но имеющие первозданный вид. После того, как Войник Зоя Викентьевна, бабушка Маши, лично побывала в музее, она пообещала подарить скатерть, сотканную и вышитую в 1912 г. её матерью, известной в то время рукодельницей.

 У нас стало традицией проводить тематические экскурсии, и экскурсоводом являются ученики, имеющие непосредственное отношение к экспонатам.

 У каждого экспоната своя судьба, своя история. И если хорошенько прислушаться, то все предметы шепотом рассказывают свою историю. Посетители музея узнают о жизни и быте предков. Уверены, этнографические экспозиции будут продолжаться, потому что, сколько ценных вещей пылится на чердаках сельских хат. А Муза Клио будет благодарна всем, кто пополнил её владения и прикоснулся к истории предков.

 И чтобы не превратиться в Иванов, родства не помнящих, и создаются этнографические музеи, рассказывающие о наших предках, об их обрядах и обычаях, их мастерстве и таланте, о трудолюбии и высоком эстетическом вкусе.

 Мы также стараемся сохранить наше наследие, проводим общественно полезную работу по возрождению исторической памяти, обращаемся к национальной культуре.

 Так как Беларусь сравнительно недавно урбанизировалась, то крестьяне, попав в город, жадно впитывали его культуру, «выжимая» из себя остатки традиций. Но следующие поколения затосковали по дедовским обычаям.

 С тем, что сегодня проявился интерес к традиционной культуре, или мода в лучшем смысле этого слова, согласен и доктор искусствоведения Евгений Сахута. Белорусская культура, возможно, единственная, сохранившая древние славянские корни. Ею мы вправе гордимся перед остальной Европой. Беларусь же смогла сохранить свою традиционную культуру. «Мы счастливый народ, потому что застали её «ещё живую», - считает Евгений Сахута.

 Мода, а может, открывшееся чувство вкуса, разбудила белорусов. Хрусталь, целые коллекции которого собирали советские домохозяйки, все чаще уступает место на полке произведениям народного творчества. Наевшись пиццы, хот-догов, мы вновь и вновь готовим драники, бабку, клецки, с удовольствием пробуем «новые старые» белорусские блюда. Все-таки зов предков сильнее.

kurkovo_4kurkovo_5kurkovo_6