Централизованное тестирование по математике в 2011 году в Беларуси пройдет 19 июня. На что стоит обратить внимание при подготовке к сдаче экзамена, обозревателю портала www.interfax.by рассказал заместитель директора учебного центра подготовительных курсов Белгосуниверситета Вадим Митенков.

- К сожалению, в последнее время абитуриенты не имеют навыков выполнения арифметических действий, необходимых для решения математических задач. Так как пользоваться калькулятором нельзя, а придется неоднократно считать дискриминант квадратного уравнения, полезно выучить таблицу полных квадратов двузначных чисел хотя бы (!) до 35, причем именно в «обратном направлении» (т.е. помнить, что 729 – это 27 в квадрате). Не стоит забывать и о том, что формулы сокращенного умножения существуют не только для преобразования алгебраических выражений, но и для упрощения вычислений:

Абитуриентам стоит особое внимание уделить модулю числа (абсолютной величине числа), его свойствам, постараться понять его смысл, геометрическую интерпретацию. Именно понимание сути этой величины всегда помогает не только решить задачу с модулем, но и найти наиболее оптимальный путь решения. Здесь очень уместно напомнить формулу, которую постоянно забывают и без задачи на которую не обходится ни один тест по математике:

Решая уравнения и неравенства, а также их системы, всегда нужно учитывать область допустимых значений (ОДЗ). Получив же решения (корни) и учтя ОДЗ, их, по возможности, всегда нужно проверить, подставляя непосредственно в начальное условие.

Обязательно следует повторить элементарные функции, их свойства, графики, области определения и области значений. Кстати, зачастую абитуриенты путают понятия «область определения» и «область значений». Особо нужно обратить внимание на линейную функцию и квадратичную функцию (квадратный трёхчлен), на расположение графиков этих функций в зависимости от коэффициентов. Полезно повторить теорему Виета, так как задачи на ее применение, как правило, абитуриентами не решаются.

Опыт показывает, что абитуриенты, решая логарифмические уравнения и неравенства, часто забывают, что

и, соответственно, теряют решения и получают неправильный ответ.

Очень часто выпускники не справляются с достаточно простыми геометрическими задачами из-за того, что не владеют знаниями свойств центральных и вписанных в окружность углов, свойств касательных, секущих и хорд. Поступающие, как правило, знают теорему Пифагора для прямоугольного треугольника, но забывают «замечательное» свойство высоты, опущенной на гипотенузу (квадрат высоты равен произведению отрезков, на которые она делит гипотенузу). Хотя абитуриенты неплохо знают параллелограмм и его свойства, они забывают, что сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон.

Следует иметь в виду, что, решив задачу, всегда нужно критически оценить ответ с точки зрения его правдоподобности.

Вячеслав Жегуло