Госкомиссия по контролю за проведением вступительных испытаний рекомендует принять новую редакцию правил приема в вузы, заявил на пресс-конференции в Минске председатель госкомиссии Анатолий Рубинов.

«Было бы целесообразно не то чтобы поменять правила приема в вузы, а принять их новую редакцию. Частично дополнить или слегка изменить», – сообщил Анатолий Рубинов, отметив, что правила приема в вузы действуют уже 5 лет, и пришла пора их отредактировать.

Подводя итоги вступительной кампании 2011 года, председатель госкомиссии обратил внимание на ряд мелких недочетов и серьезных проблем.

 

«По-прежнему требует улучшения условия проведения тестирования (вентиляция, скученная рассадка абитуриентов, недостаточная обеспеченность лекарствами и т. д.)», – обратил внимание А. Рубинов.

Жалуются некоторые абитуриенты, по его словам, на нехватку времени на централизованном тестировании: решив или выполнив задание на черновике, не успевают перенести ответы в бланк.

«Пока переносит, у него все выхватывают и все, – рассказал чиновник. – Мы полагаем, что можно было бы на 30 минут тестирование увеличить. Никто от этого не пострадает».

При проведении экзамена по «творчеству», например, когда ребята сдают вокал или танцуют, оценить госкомиссией объективность выставленной отметки в последующем очень сложно.

«Есть апелляции. А проверить – не проверишь, – отметил А. Рубинов. – Но сегодня уже есть средство для решения этой проблемы. Можно сделать аудио или видеозапись».

Кроме того, заметил председатель, надо изменить порядок зачисления абитуриентов на творческие специальности в вузах и разрешить прием по схеме, которая сегодня действует в Академии музыки и Академии искусств.

Планируется пересмотреть и льготы при поступлении в вузы.

«Комиссия полагает, что зачислять в вузы надо на основании конкурса, чтобы льготирование касалось не знаний и способностей, а исключительно социального обеспечения абитуриентов», – обратил внимание А. Рубинов.

Он пояснил, что, например, логичной может быть льгота в виде отмены платы за участие в централизованном тестировании, или приоритетного размещения в общежитии, или льгота в оплате за обучение и другие.

«Но знания должны быть», – подчеркнул он.

В частности, А. Рубинов обратил внимание на большое количество победителей республиканских олимпиад, которые имеют право на поступление в вузы без экзаменов.

«Слишком много их», – подчеркнул он, добавив, что «неизвестно, как эти олимпиады еще проводятся».

При этом председатель комиссии заметил, что победители олимпиад, как правило, поступают на престижные специальности, набор в вузы по которым небольшой. Так, сообщил А. Рубинов, в БГУ по специальности «международное право» 60% мест заняли победители олимпиады и «с учетом других категорий льготников – сельчанина и представителя белорусской диаспоры из Литвы – из 15 мест для обучения лишь 4 места распределялись по конкурсу». При этом не поступили абитуриенты, набравшие 368 баллов из 400 возможных.

«Надо сокращать количество призовых мест на олимпиадах, которые дают право на поступление, и ужесточить контроль за проведением олимпиад», – убежден он.

Кроме того, А. Рубинов выступает против отдельного конкурса для выпускников сельских школ.

«Наличие льгот отрицательно влияет на справедливость поступления», – сказал председатель комиссии.

Он подчеркнул, что в отдельных случаях благодаря льготам абитуриенты «вытесняют» тех, кто набрал в три раза больше баллов.

По словам А. Рубинова, в качестве эксперимента при поступлении на специальности с профильными естественными науками в следующую вступительную кампанию к набранным баллам по этим предметам планируется применять повышающий коэффициент, поскольку зачастую абитуриенты, показавшие очень высокий балл по профильным предметам, не проходят по общему баллу.

А. Рубинов обеспокоен отсутствием четких требований к подготовке абитуриентов, особенно при наборе на платную форму обучения. В качестве примера он привел случай, когда в один из вузов был зачислен абитуриент, у которого средний балл аттестата составлял 3,2, причем среди предметов, по которым у него были двойки в школе, были и профильные.

Он также не согласен с отсутствием «нижней границы» баллов централизованного тестирования при наборе на платное обучение. Так, в один из технических вузов поступил абитуриент, набравший 1 балл во время тестирования по физике.

Также А. Рубинов предлагает при регистрации на тестирование выпускникам указывать предпочтительные специальности, чтобы автоматически на основе анализа предпочтений и набранных баллов определялись вуз и специальности, на которые выпускнику следует поступать.

В целом он заметил, что «высшее образование стало не просто массовым, а всеобщим, и это неизбежно приводит к деформации рынка труда». Так, в настоящее время количество мест в вузах на первый курс превышает количество выпускников на 40%.

«Необходимо разработать более четкие критерии поступления в вузы», – сказал А. Рубинов, добавив, что они должны действовать независимо от того, полностью выполнен план набора, или по той или иной специальности недобор.