АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это действия граждан, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: уголовные преступления, хулиганство, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, уклонение от учебы или работы, бродяжничество и т.п.
Во все времена предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик. Культура поведения. В связи с этим архиважна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. Как правило, именно из этого контингента учеников появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники.
1 СТАДИЯ. “Скрытый период “. Ученику не дается учеба, не складываются отношения со сверстниками. Ему плохо. Он не может понять, почему у всех получается, а у него нет. Почему других хвалят, им же учитель недоволен, родители ругают. Он отчаянно не хочет быть хуже других, нервничает, не хочет идти в школу.
Это трудность в ребенке и для ребенка. Он нуждается в педагогической поддержке, ему можно и нужно помочь, не дать ему потерять веру в себя. Сам себе ребенок помочь не может: он бы рад, но у нег не получается.
Ситуация характерна для учащихся начальной школы.
2 СТАДИЯ. “Явление трудного народу”. Ребенок начинает протестовать. Уже понял, но не хочет мириться с тем, что он хуже других. Но делает это не конструктивно: спорит с учителями, родителям доказывает, что учитель не прав, психует, впадает в истерику. Постепенно озлобляется. На выговоры затравленно молчит. Многое делает назло. Начинает уходить с уроков, конфликтует с родителями. Постепенно сближается с себе подобными “изгоями” общества. Здесь он как все, за счет кулаков может попасть в лидеры (а он так нуждается в признании, уважении).
Как и на первой стадии - нужна помощь извне. Но сейчас отставание уже более тяжелое. Нужно больше помощи, больше настойчивости и терпения окружающих. Но раз не нашлось этого раньше, вряд ли найдется сейчас. Поэтому полезный ход - искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной. Главное - войти в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения. Чем раньше мы начнем искать ребенку «запасные аэродромы» социализации, тем лучше.
3 СТАДИЯ. “На перепутье”. “Известная личность” в школе. Запасной грубиян, драчун и двоечник. Его бояться дети, предпочитают не связываться учителя. Попал в поле зрения ИДН. Уроков пропускает больше, чем посещает. Сдружился с себе подобными. Внешне стал спокойнее, но жестче и злее. В группировке правят вожаки, побывавшие в зоне. В жизни появилась какая-то, пусть криминальная, романтика и смысл: возможность настоящей драки, соблазн сделать что-то запретное, проверить и проявить себя. И тогда появляется радость, уважение к себе, чувство незнакомого ранее наслаждения от жизни. Приятно курить, приятно “забалдеть” от выпитого вина или наркотиков. Чувствуешь себя сильным, взрослым, избавляешься от вечного комплекса униженности, ущербности. Тут требуется перевоспитание. Трудно. Подросток вкусил радость запретного, асоциального. Не нашел себя в общественнополезной сфере бытия. Закрылся от людей корой недоверия и агрессивности. Изменить подобное отношение может лишь личность органически добрая, великодушная, широкая, но, самое главное, умеющая что-то делать мастерски. Нужен герой! Только он может увлечь, заразить, научить, показать, что существует другой мир: умный, добрый, интересный. Как часто умелый тренер, фанатичный руководитель кружка, неторопливый мастер ПТУ вытаскивают ребенка с самого дна.
4 СТАДИЯ. “По ком тюрьма плачет”. Может еще числиться в школе, но уже давно не ученик. Многочисленные приводы в милицию. Шалит по мелочам, на крупном пока не попался. Разделяет и принимает уголовные мораль и закон. В них он видит справедливость и защиту. Пожалуй, нет страха перед тюрьмой, есть даже любопытство (проверить себя). Может пойти “на дело” за компанию. Все сожаления задавлены. Мосты сожжены. Ко всем людям спокойная, тихая ненависть и недоверие.
Перевоспитание затруднительно, хотя, наверное, возможно. Нужна встряска “взрыв” (по Макаренко) : любовь, смерть близкого, встреча с замечательным человеком, который бы “перевернул мир”, разрушил ложные ценности, водрузил свои. Такие люди в жизни есть. Надо их только встретить.
Какова же роль социального педагога в организации профилактической работы? Эта работа определяется должностными обязанностями социального педагога и ведется с учащимися и их родителями по направлениям:
Диагностика.
- Выявление негативных моментов в воспитательной системе.
- Выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи.
- Изучение ценностных ориентаций учащихся.
- Определение референтных групп.
- Изучение внутрисемейных взаимоотношений.
- Изучение взаимоотношений ученик-учитель
Просвещение учащихся.
- Тренинги, деловые игры, беседы на соответствующую тематику.
- Организация встреч с работниками ИДН, прокуратуры, врачами-валеологами и т.д.
- Вовлечение учащихся в работу кружков, секций, клубов и т. д.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Оформление стендов, информационных уголков
Работа с семьями учащихся.
- Выявление проблемных семей.
- Оказание педагогической помощи родителям.
- Организация школьной работы с привлечением родителей.
Работа с педагогическим коллективом школы.
- Просветительская работа.
- Организация взаимодействия педагогов, работающих с определенными категориями учеников.
- Совместная работа с руководителями кружков, секций по вовлечению в их работу учащихся
ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НЕУДАЧ В РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ
“Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога” (В.А.Сухомлинский). Что говорить, насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для воспитанника стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, интеллигентность, не приносящие быстрого признания и денег.
Нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, “научно обоснованных” правил и законов, есть только некие общие закономерности развития, созревания личности, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути - педагогическая интуиция, нравственное чувство и горячее желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, зная его конкретные проблемы.
Но, может быть, самое главное - собственно человеческий пример. Безусловно, воспитывает только тот педагог, кому воспитанники осознанно или неосознанно стремятся подражать, манеру поведения которого хотят сделать своей.
Негативные качества личности, которые могут быть свойственны личности учителя:
- внутренняя дисгармония и неуверенность в себе;
- недоверие к окружающему миру, страх, постоянное ожидание неприятностей;
- болезненное отношение к неудачам, неприятие критики, особенно от детей;
- установка “не высовываться”, эмоциональная зависимость от окружающих;
- боязнь брать на себя ответственность;
- восприятие себя как вечного неудачника;
- стремление уйти от мира в раковину серости, суеты быта;
- неумение получать удовольствия от бытия, от собственной работы
Эти качества мешают рождению чувства собственного достоинства, а именно это чувство наделяет учителя великодушием, благородством. Воспитатель с низкой самооценкой не сможет встать на единственно верную профессиональную педагогическую позицию: позицию защитника воспитуемых, источника тепла, энергии, уверенности в себе, боязливый не способен защищать других - он боится сам.
Вторая особенность воспитательной работы состоит в том, что ребенок воспитывается в процессе деятельности, а пассивно передаваемую информацию ребенок воспринимает только в том случае, если она эмоционально окрашена. В работе с детьми лучше использовать активные методы работы: анкетирование, ролевые игры, практикумы, ток-шоу и т.д.