Положительный опыт семейного воспитания

   Есть такая иллюзия, что мы можем быть идеальными в чём-то: идеальной семьёй, идеальной мамой, идеальной женой, хозяйкой.

   По опыту и мере своего развития я поняла, что хочу быть не идеальной, а счастливой женщиной. И научить этому своих дочерей. Нас не учат этому нигде, но все желают своим близким и родным именно этого – счастья.

   Мой девиз «Не воспитывайте детей, воспитайте себя!». Дети - наше зеркало, и как только хочется заняться нравоучением, понимаешь, что всё в них от нас (привычки, образ мыслей, поступки и отношения). Но смелость и осознанность принять своё личное несовершенство по силам не каждому.

   Свои традиции мы создаём сами. Иногда это не просто, иногда легко и весело. В основе лежит то, что мы православные и у нас есть ориентир и истинные ценности, на которые мы опираемся.

   С малых лет у каждого ребёнка должен быть авторитет – родитель и главная заповедь в детстве – послушание. Так они учатся уважать старших, воспитателей, учителей, и в дальнейшем – начальника, вышестоящее руководство.

   Совместное время и активный отдых – это именно то, что создаёт с детьми близкие и доверительные отношения. Беседы перед сном о пережитых событиях, понимание, поддержка в минуты грусти или отчаяния, когда маленькому человечку нужно показать, что в жизни всё поправимо, и в любом человеке есть не только отрицательные, но и положительные качества и важно их разглядеть – всё это только сближает родителей и детей.

     Для меня важно окружение, в котором растут мои дети, и пока есть возможность, я везу их туда, где можно увидеть достойные примеры для подражания.

     Мы все «опыляемся» друг от друга, и чем чище среда, тем чище душа и мысли. Я и сама учусь безусловной любви, и свой эгоизм стараюсь спрятать за семью замками ради другого человека.

     В нашей семье последнее слово всегда за папой – он авторитет.

Мальчики воспитываются не так как девочки: их приучаем, как будущих мужчин, к ответственности, мужественности, настойчивости, заботе о слабых и женщинах. А девочки приучаются к хозяйству, заботе о младших, аккуратности и другим качествам будущей женщины, будущей матери.

   Никогда я не рассчитываю только на себя. Любящие и доверительные отношения с мужем, время и внимание, которые мы уделяем друг другу, - вот фундамент, на котором мы стараемся вырастить и воспитать достойных людей с чутким сердцем, милосердием и состраданием, с правильными ориентирами в жизни. Как родители мы должны подарить детям крылья (помочь найти свой путь и определиться в жизни) и дать корни (память об отчем доме, где их всегда ждут, любят и принимают такими какие они есть).

   Мы все не совершенны и ежедневно делаем ошибки, сожалеем и раскаиваемся, но хочется верить и надеяться, что общими усилиями всей семьи сможем помочь детям не сбиться с дороги в жизни, и идти по пути, полному света, добра и настоящих людей.

 Пиванкова Вероника Николаевна, мама воспитанника средней группы

ГУО «Ясли-сад д.Кривая Берёза Смолевичского района»

Значительную жизнь ребенок проводит в семье, и по длительности воздействия ни детский сад, ни школа, ни институт не могут сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, там он получает азы знаний об окружающем мире, культуре поведения. Семья это определенный морально – психологический климат и в этой среде дети получают представление о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и моральным ценностям.

Мы с мужем своим детям стараемся донести информацию о том, что мы любим их просто так просто потому, что они у нас есть, даже когда поведение их не совсем хорошее. У нас трое детей две девочки и мальчик, они разного возраста, у них разные вкусы, разные увлечения, но мы никогда не сравниваем, их друг с другом, никогда не говорим, что кто-то лучше кого-то. Мы учим их советоваться друг с другом, и даже если младший ребенок советует старшему что – то, что помогает решить вопрос, то не важно кто старше. Главное, что наша семья единое целое, где учитывают и уважают мнение каждого члена нашей семьи. Ведь не мебель и отопление создают уют и тепло, а добрые отношения, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении, любви, терпении и сострадании друг к другу.

В одной книге я прочитала, что когда количество детей в семье превышает количество родителей, то родители должны занять круговую оборону. Мы с мужем всегда поддерживаем, друг друга, и дети даже говорят, что мама с папой всегда заодно. Потому что если один родитель что-то запретил, то другой не должен это разрешать, но без фанатизма, если можно всем вместе обсудить договориться, то решение вопроса можно совместно изменить.

Мы стараемся воспитывать детей именно своим примером: тем, как мы сами пытаемся стать лучше. В этом деле не должно быть фальши, только искренность в отношениях даёт позитивный результат. Если же я или муж ошибаемся в чем – то, то спокойно признаем свои ошибки и стараемся исправить то, что можно. Мы пытаемся научить своих детей быть самостоятельными: научиться принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них.

Мудрость родителей также состоит и в том, чтобы давать детям возможность совершать ошибки и учиться, приобретая собственный жизненный опыт. Конечно, это не должно доходить до абсурда: например, не стоит стоять в стороне и спокойно ждать, пока ребёнок приобретает опыт наркомана, вора и убийцы. Но излишняя забота и стремление любой ценой оградить от неприятностей и трудностей жизни мешает расти ребенку, превращает его в пассивного созерцателя жизни, иждивенца: зачем что-то решать, если родители это сделают лучше. И к старости родители получают результат такого воспитания, и тогда на свою маленькую пенсию они вынуждены содержать своих великовозрастных детей.

Нам бы хотелось, чтобы наши дети росли полноценными и счастливыми, позаботиться о том, чтобы они не чувствовали себя заброшенными, лишними. Чтобы они были уверены в нашей безусловной любви к ним, постоянно ощущали на себе нашу заботу и внимание. были уверены в нашей защите и поддержке.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботиться и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

При этом важно не представлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя встроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно – нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно, следовать призрачным для них идеалам.

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться ещё, когда малыш совсем маленький, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь блины утром в выходной день, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий или начало учебного года, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Семья Неборской Алеси Викторовны.

Значительную жизнь ребенок проводит в семье, и по длительности воздействия ни детский сад, ни школа, ни институт не могут сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, там он получает азы знаний об окружающем мире, культуре поведения. Семья это определенный морально – психологический климат и в этой среде дети получают представление о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и моральным ценностям.

Мы с мужем своим детям стараемся донести информацию о том, что мы любим их просто так просто потому, что они у нас есть, даже когда поведение их не совсем хорошее. У нас трое детей две девочки и мальчик, они разного возраста, у них разные вкусы, разные увлечения, но мы никогда не сравниваем, их друг с другом, никогда не говорим, что кто-то лучше кого-то. Мы учим их советоваться друг с другом, и даже если младший ребенок советует старшему что – то, что помогает решить вопрос, то не важно кто старше. Главное, что наша семья единое целое, где учитывают и уважают мнение каждого члена нашей семьи. Ведь не мебель и отопление создают уют и тепло, а добрые отношения, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении, любви, терпении и сострадании друг к другу.

В одной книге я прочитала, что когда количество детей в семье превышает количество родителей, то родители должны занять круговую оборону. Мы с мужем всегда поддерживаем, друг друга, и дети даже говорят, что мама с папой всегда заодно. Потому что если один родитель что-то запретил, то другой не должен это разрешать, но без фанатизма, если можно всем вместе обсудить договориться, то решение вопроса можно совместно изменить.

Мы стараемся воспитывать детей именно своим примером: тем, как мы сами пытаемся стать лучше. В этом деле не должно быть фальши, только искренность в отношениях даёт позитивный результат. Если же я или муж ошибаемся в чем – то, то спокойно признаем свои ошибки и стараемся исправить то, что можно. Мы пытаемся научить своих детей быть самостоятельными: научиться принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них.

Мудрость родителей также состоит и в том, чтобы давать детям возможность совершать ошибки и учиться, приобретая собственный жизненный опыт. Конечно, это не должно доходить до абсурда: например, не стоит стоять в стороне и спокойно ждать, пока ребёнок приобретает опыт наркомана, вора и убийцы. Но излишняя забота и стремление любой ценой оградить от неприятностей и трудностей жизни мешает расти ребенку, превращает его в пассивного созерцателя жизни, иждивенца: зачем что-то решать, если родители это сделают лучше. И к старости родители получают результат такого воспитания, и тогда на свою маленькую пенсию они вынуждены содержать своих великовозрастных детей.

Нам бы хотелось, чтобы наши дети росли полноценными и счастливыми, позаботиться о том, чтобы они не чувствовали себя заброшенными, лишними. Чтобы они были уверены в нашей безусловной любви к ним, постоянно ощущали на себе нашу заботу и внимание. были уверены в нашей защите и поддержке.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботиться и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

При этом важно не представлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя встроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно – нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно, следовать призрачным для них идеалам.

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться ещё, когда малыш совсем маленький, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь блины утром в выходной день, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий или начало учебного года, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Семья Неборской Алеси Викторовны.

 

2В Смолевичах, по улице Жодинской,

В доме номер 3 а,
Вот уже 15 лет
Живёт наша дружная семья.
Папа, мама, два богатыря-сыночка,
Да маленькая распрекрасная дочка.


В чём секрет нашей дружной семьи
Мы вместе всегда, и трудности нам не страшны.
В нашей семье мы друг друга любим,
Уважаем, жалеем, пестим, голубим!


Летом ходим мы в походы,
Спим в палатках на природе.
Ролики любим и велосипеды,
Солнце, воду, и шашлык к обеду.


Зимой мы с папой строим горки
Мчим на санках с ветерком,
На катке устроим гонки,
И поваляемся на нём.
В свободное время мы любим отдыхать,
А во время учёбы хорошие оценки получать.

Стёпа старший сын в семье,
И для младших он пример.
Для родителей помощник,
Он ответственный, надёжный.
Так увлёкся каратэ,
Что шесть лет идёт к мечте-
Чёрный пояс получить,
Первым стать, и лучшим быть.
Рисованием также он увлекается
В художественной школе занимается.
Из Степана выйдет толк-
По рисунку он знаток!
В конкурсах он побеждает
И дипломы получает!


Средний из детей-Иван.
Он- серьёзный мальчуган.
Занимается футболом,
Знаменитым станет скоро!
Принесут ему удачу
Ловкость ног и быстрый мячик.
В изостудии он тоже-
Начинающий художник.
Есть победы и награды,
Мы успехам очень рады!

Общая любимица –
Наша дочка Лиза.
Ходит Лиза в детский сад,
И никаких капризов!
Хочет вырасти скорей,
Как и все детишки,
Получать медали, кубки
Как её братишки.
И на кухне помогать
И стирать ей хочется.
Знаем вырастет у нас
Доченька- помощница!

Мы семья!
Мы гордимся своими детьми!
Должен каждый свой путь
В этой жизни пройти.
Мы поддержим, подскажем,
Утешим, поможем.
Ничего нет важнее семьи
И дороже!

 

 

Первый крик, первый смех, первые шаги – все это бесценно!

И в этот момент каждый из нас, конечно же думает о том, что он будет идеальным отцом или матерью, и сделает все, чтобы воспитать своего ребенка самым лучшим образом.

Однако, по мере того, как ребенок растет, мы-родители сталкиваемся с тем, что все идет не по нашему «идеальному сценарию», что у нашего маленького ребенка есть свое большое мнение и свой характер. И тут, главное, отвлечься и забыть про то, что мы сами себе наобещали и просто наслаждаться общением со своим малышом. Ведь время так быстротечно!

Воспитание ребенка – это очень трудоемкий и долгий процесс. Кто-то придерживается тактики «пусть делает, что хочет», кто-то держит ребенка «в ежовых рукавицах». Единого подхода в воспитании детей просто не существует! Мы можем прислушиваться к мнению психологов, родственников, соседей, но все равно вся ответственность за воспитание лежит на нас, на родителях.

Процесс воспитания индивидуален, так же как индивидуален каждый из нас. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, и уж тем более, говорить ему об этом. Дети очень ранимы. Очень важно сделать так, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, и знал, что для своих родителей он самый лучший.

В любом возрасте нам - родителям не стоит пренебрегать таким понятием, как похвала. Это важно! Хвалить ребенка просто необходимо. Даже если что-то не получилось, стоит похвалить ребенка за его старания. И в следующий раз у него обязательно все получится, ведь он уверен, что его поддержат.

С самого первого дня мы находимся рядом со своим ребенком. С нашей помощью он познает окружающую среду, знакомится с предметами, животными, людьми. Для него мы будто «проводники» в этом мире, и ребенок безоговорочно доверяет нам. Именно поэтому на нас лежит огромная ответственность. Мы должны преподать правильные уроки воспитания, подобрать правильные слова для успешного развития ребенка как личности.

         В первые годы жизни ребенок как «губка» впитывает в себя все то, что мы ему говорим и показываем. Он внимательно следит за нашим поведение на улице, в доме, в общении по телефону. И всякий раз пытается применить полученные знания, так как уверен, что именно мы являемся примером для подражания. Поэтому, прежде чем ругать своего ребенка за какие-то неверные, как нам, кажется, поступки, за неверные слова, необходимо вспомнить, собственную реакцию и поведение в той или иной ситуации. Возможно, ребенок всего лишь скопировал наше поведение. Иначе говоря, воспитание ребенка необходимо начинать со своего собственного воспитания.

Абсолютно все дети умны и очень быстро схватывают новую информацию. И не нужно им все упрощать. В момент, когда у ребенка формируется речь, необходимо особое внимание уделять произносимым словам. Не стоит изменять, «коверкать» слова, использовать уменьшительные формы, считая, что ребенок маленький и ему надо говорить несуразное «бибика», вместо слова «машина». Наоборот, указывая на предмет можно употреблять несколько слов-синонимов. Возможно, вашему малышу понравится более сложное слово из произносимых и он с легкостью начнет его применять.

Рано или поздно в развитии ребенка наступает очень забавный возраст. Возраст, когда его интересует абсолютно все. И слово «почему» звучит все чаще, а ответы на вопросы искать все сложнее. Но, ни один вопрос, ни одно «почему» не стоит оставлять без внимания! Мы можем сослаться пару раз на занятость и, тем самым, отбить у ребенка желание познавать. Нужно стараться всегда объяснять малышу даже самые, как нам кажется, очевидные вещи. Ведь это же дети, и для них все это ново! Порой может возникнуть некий элемент игры, ребенок увлекается и задает дополнительные вопросы. Таким образом, мы не только развиваем мышление ребенка, но и сами начинаем смотреть на простые вещи по-другому.

         И самое главное, очень важно максимально проводить время с детьми. Это может быть просто прогулка или выезд на природу, но обязательно всей семьей. Конечно, можно оставить малыша на бабушек и дедушек и отправится на отдых одним. Но куда приятнее поехать всей семьей и разделить эту радость открытий и первые впечатления вместе со своим малышом. Ребенок не мешает отдыху, а дополняет его! И в нашей семье в этом абсолютно уверенны. Как и уверенны в том, что самые яркие моменты навсегда останутся в детской памяти, и хорошо, если в этих воспоминаниях мы-родители будем рядом со своими детьми.

         Ни для кого не секрет, что дети очень быстро растут и очень обидно становится от того, что можно что-то упустить, не успеть сделать вместе, не прочитать им лишнюю сказку, не побаловаться, не взять их на руки пока они маленькие. Ловите каждый момент! Будьте внимательны к своим детям, любите их!

И пусть они будет лучше нас!

_____________________________________

Протосовицкая Анастасия- мама

Протосовицкий Вячеслав - папа

Сын – Никита, 3 года

Дочь – Арина, 1 год

«Сын ошибок трудных…»

Опыт воспитания детей имеет классическое определение, что он сын ошибок трудных. Но мы не очень согласны с таким мнением. Все события в нашей семье не считаем случайными или как-то связанными с расположением звезд на небе, но по воле Божьей происходящими.

Мы – обычная семья белорусов и ничего особенного в нашей истории нет, что может удивить нашего собеседника.

Расскажем вам кратко.

С 1990 года мы растили и воспитывали сына Сергея. Он проявлял большие способности в музыке и с 5 лет учился в музыкальном лицее при консерватории в Минске, а через 9 лет после рождения сына у нас родилась дочь Мария. Теперь она студентка лингвистического университета, а Сергей профессиональный музыкант, недавно женился. Теперь его опыт только начинается..

Во время войны в 1943 году моя мама осталась сиротой. Ее отец был призван в армию на фронт, а мать погибла от рук бандитов на оккупированной фашистами территории. Сиротство войны коснулось почти каждую семью нашей Беларуси. В старости своей мама часто вспоминала свое детство и просила меня в жизни не пройти мимо сироты, потому что от верующей тетки слышала, что сам БОГ Отец сирот и вдов.. Провожая маму, я со слезами обещал выполнить ее сиротскую просьбу.

В школе наша дочь Мария познакомилась с мальчиком, который ответил на вопрос девятиклассницы, что он Артем и учится во 2-ом классе, а живет нигде.. – Как это нигде? - поинтересовалась Мария.

- Так .. Просто в детском доме,- ответил по – взрослому мальчик.

После слезного рассказа Марии мы вспомнили мое обещание. Когда решились посетить детей в детском доме, договорились быть серьезными и не слезиться.. И вот слышу, мальчик говорит - Идите, мамочка, к столу, присаживайтесь, МАМА. Долго там были, ехали домой молча. Решение было общим и правильным. Так у нас дома стало шумно..5 или 7 детей бывали у нас дома каждый вечер и выходные дни. МЫ готовили вместе еду и уроки, читали и рисовали, мечтали и фантазировали. Мой юбилей состоялся на самом высоком уровне, ведь гостями были именно Они, наши дорогие мальчишки.. кушали и хохотали от радости. Мы с женой Леной молодели на глазах, нам предстояли большие перемены. Так теперь, мы- сельские жители с шестью замечательными детьми.. Артем, Эдуард, Сергей, Кирилл, Максим и Леночка.. Детские выражения часто запоминаются надолго.. –у меня узкие глаза, и я думал, что вы меня не возьмете в семью,-.. так говорил Артем. Но чем уже твои глаза, тем шире наше сердце для тебя, КРАСАВЧИК!! У нас во дворе стоят красивые снеговики с узкими глазами, а за столом у елки радостные и широкие сердца наших детей, замечательных граждан нашей Родины. Кирилл уже определился с желанием стать военным летчиком. Артем – лесничим. Дай Бог им каждому воплотить свои детские мечты. Мы очень хотим увидеть их будущие крепкие семьи, научить их быть полезными для семьи и общества.

У нас есть фирменные блюда, которые готовят сами дети, а когда зовут попробовать это таинственное приготовление, вдруг звучит, будто издалека, – Присаживайся мама. Вкусно!! До слез вкусно. В рецепте нашего пирога честность, любовь и доверие…

Вот такие наши детские впечатления простых и любящих людей...

Что такое семья? Это когда мы все вместе и чувствуем себя хорошо. Вместе мы можем сделать многое. В доброй семье в отношениях между всеми есть какая-то теплота. Никто не стремится убежать из дома, потому что в нём царит любовь и спокойствие.

Семья – это самое главное, что есть в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любить, понимать друг друга, заботиться о близких, прощать обиды, уважать старших. Родные  всегда окажут поддержку в трудную минуту, помогут словом и делом. Любящие тебя люди обязательно порадуются твоим успехам и достижениям, и даже разделят с тобой горечь неудач, а ведь это так необходимо: знать, что ты не один.
Повезло тем, кто живёт в доброй семье. Такие люди по-настоящему счастливы. Ребёнок, выросший в дружном семейном коллективе, будет стремиться к тому, чтобы и его собственная семья (когда он подрастёт) также была счастливой.

Хочется рассказать о действительно доброй семье Ракитских из агрогородка Барсуки.

Елена Анатольевна и Андрей Андреевич воспитывают трёх дочерей: четвероклассницу Нелли, первоклассницу Анну и четырёхмесячную Василису.

Андрей Андреевич работает водителем-международником. Он для семьи главная опора в жизни, защита. Работает много, и когда уезжает в командировки его девочки ждут и скучают. Он очень умный, добрый и сильный. Главное для него, чтобы семья была обеспечена, а дочери выросли порядочными людьми, уважающими и ценящими такие важные понятия, как семья, любовь к ближнему, доброта, справедливость.

Елена Анатольевна по образованию медсестра, она хранительница семейного очага, создает уют и тепло в доме.   Говорят, что женщина может добиться блестящих результатов на любом поприще. Она может принести немало пользы обществу, но самый важный и самый тяжелый труд ее жизни — это создание семьи. На хрупких плечах Елены Анатольевны держится весь дом: ей нужно приготовить, накормить, убрать, помочь сделать уроки старшим девочкам и много внимания уделить маленькой Василисушке (а ведь муж часто в командировках, дома неделями не бывает!). Как она все успевает! В доме уютно не только членам семьи, но и гостям, и даже собачке Бусинке. Правда последнее время она начала проявлять ревность: её любимая хозяйка больше внимания уделяет маленькой доченьке, а не ей.

У каждого члена семьи свое хобби. Андрей Андреевич любит мастерить из дерева. Если бы видели, какую парту он сделал для Нелочки, а спортивную стенку! У девочки надомное обучение, и, наверное, многие успехи её благодаря золотым рукам папы. Да и дом он построил, и в доме всё отделал. Елена Анатольевна – рукодельница: плетет из лозы, делает поделки из шаров, из газет. В каждом уголке дома чувствуется её необыкновенный вкус, умение создать красоту. Талантливые девочки: Анечка любит рисовать, танцевать, с удовольствием посещает объединения по интересам и в школе, и в доме культуры, Нелочка складывает пазлы, поет, кстати, петь караоке в микрофон, подаренный Дедом Морозом, начинает уже и Василисушка.

Есть у семьи традиции, которые сближают семью, делая ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищено. Приятно в воскресный день проснуться от аромата пирогов, которые с любовью приготовила Елена Анатольевна. За чашкой чая обсуждаются события прошедшей недели и строятся планы на будущее. Новый год, дни рождения, Пасха, Рождество - праздники, когда всегда вместе собираются за общим столом и дарят друг другу подарки ещё и бабушки, дедушки, другие родственники.

Совместное празднование Нового года – любимая традиция. В этот день все собираются вместе за одним столом. Каждый дарит друг дружке хорошие подарки, желает счастья, здоровья и удачи и, конечно же, ровно в 12 ночи загадывает желание под бой курантов. Этот миг кажется особенно волшебным.

Еще одной традицией семьи является поездка летом на озера Беларуси. Для всей семьи это самое счастливое время. Ведь можно не только вдоволь накупаться, позагорать под солнышком и построить замки из песка, но и полюбоваться вместе красивыми закатами и восходами, и просто поговорить обо всем на свете.

Но самая главная традиция семьи – быть всегда вместе, любую неприятность встречать сообща, всегда держаться друг за дружку и в случае ссоры идти мириться как можно быстрее.

Семья Ракитских - это место, где царит любовь и согласие, где всегда можно получить весомую помощь и полезный совет. Это поддержка в любую минуту твоей жизни. Где есть взаимопонимание между родителями и детьми, где есть постоянная вера друг в друга.

Каждый ребёнок появляется на свет на нашей планете в какой-то стране. Страны бывают разные: большие и маленькие, с горами и без, в них может быть жарко или холодно. Кроме страны, у каждого ребёнка есть свой город и деревня, своя улица и дом, где живет семья.

Мир ребёнка начинается с семьи.

В семье ребёнок проходит свою первую жизненную школу. Семья – это опора и защита. Семья может быть разного достатка, но в ней должны быть любовь и согласие. Не зря в Конвенции записано, что ребёнка в семье должна окружать «атмосфера любви, счастья и понимания».

Пока ребенок маленький, он не может жить без семьи. В Конвенции записано: «Ребёнок…нуждается в специальной охране и заботе». И эта забота исходит от самых близких людей – родителей.

Семья – это маленькое государство со своими законами и обычаями. В одной семье «главным» является папа, в другой – мама, в третьей – бабушка. В одной семье нельзя одно, в другой – свои запреты. В жизни можно многое сменить – школу, работу, место жительства. Но семья не меняется. Семья не только кормит, поит, одевает ребёнка. Она помогает ребенку расти, развиваться, взрослеть. Если бы все семьи были счастливы, в мире наступило бы благоденствие.

Конвенция берет под защиту семью. В ней написано: «Государства – участники оказывают родителям…надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей…»

Мама – это человек, который дарит жизнь. Это первый человек, кто видит в младенце человека. И первое слово ребёнка чаще всего – слово «мама». Это слово понятно всем детям мира. Мамин голос невозможно забыть, его невозможно спутать ни с одним голосом. Даже став взрослым, человек никогда не забывает мамин голос.

Мама учит говорить и ходить. Мама – это первый человек, который всё время рядом. Потом рядом появляется отец. Так ребёнок оказывается членом семьи. Он ещё совсем крошечный, а его уже любят, понимают, о нем заботятся.

Став взрослым, человек понимает, как много значила для него, младенца, семья, и в первую очередь – мама. И в будущем, создав свою семью, такую же заботу он проявит о своих детях.

Мы хотим рассказать о семье Гончар. Мать: Гончар Наталья Николаевна 19.08.1981 г.р., работает укладчиком-упаковщиком ООО «Экстро Полимер ПАК». Отец: Гончар Аркадий Павлович 29.11.1972 г.р., работает региональным представителем EUROPEAN. В семье двое несовершеннолетних детей: Гончар Кирилл Аркадьевич 26.04.2003 г.р., учащийся 10 класса ГУО «Заболотская СШ» и Гончар Максим Аркадьевич 04.01.2008 г.р., учащийся 5 класса ГУО «Заболотская СШ». Семья проживает по адресу д. Миколаевичи, ул. Луговая, д. 8.

Семья полная, благополучная. Проживает в собственном доме общей площадью 95 м2 со всеми удобствами. Для детей созданы хорошие условия для проживания и развития. В доме чистота и порядок. Соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы. Родители положительно относятся к трудовой деятельности и такие же качества воспитывают у своих детей. Между родителями и детьми царит взаимоуважение и доверие. Между детьми дружеские отношения. Отношение родителей к детям чуткое, заботливое, внимательное. Родители систематически контролируют поведение детей во внеучебное время. Интересуются состоянием воспитания и обучения детей в школе. Проявляют активность в оказании помощи школе. Родители всегда прислушиваются к советам и требованиям педагогов и выполняют их. Воспитание детей в этой семье основано на любви, доверии и вере. Эти родители включают детей с раннего возраста в разностороннюю деятельность по ведению домашнего хозяйства, умственного развития с опорой на перспективу. В семье родители создают ситуацию успеха жизни и деятельности детей. В этой семье дети не только хорошо учатся в школе и принимают активное участие мероприятиях, но и являются членами Смолевичского РМСК «Гепард». Гончар Кирилл является неоднократным призёром соревнований. Родители принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях школы. Большую помощь оказывают школе в период подготовки к новому учебному году.

Родители повседневно демонстрируют модель позитивного поведения и являются примером для подражания.

Ю.Л. Ходарёнок, заместитель директора по ВР ГУО «Заболотская средняя школа»

1Трудно в настоящее время быть образцовой семьёй. Много сил и забот забирает работа, чтобы материально обеспечить семью. Очень мало времени остаётся на тёплое общение, которое делает всех членов семьи ещё дружнее. Но, тем не менее, семья была, есть и остаётся тем местом, где закладываются основы характера подрастающего человека. И образцом в этом смысле может быть лишь гармоничная семья.

В нашей деревне Заречье образцом для подражания может быть семья Бычкалович. Папа, Евгений Валерьевич и мама, Анна Петровна, талантливые, вдохновлённые люди, которые строят свою жизнь так, чтобы всему в ней хватало места и времени. Старшая дочь, Полина, уже учится в школе. А младшая, Кристина, посещает ГУО «Зареченский детский сад». В этой семье всё на первом месте: и работа, и общение, и общие интересы. Главное, что они всегда вместе, в любом деле.

В 2016 г. семья принимала участие в районном конкурсе «Властелин села» и заняла 2-ое место.

А в 2017г. в этом же конкурсе одержала победу, заняв 1-е место и поучаствовала в областном этапе.

Успешно зарекомендовал себя в выставке работ «Падворак» Евгений Валерьевич, где продемонстрировал свои изделия из дерева: стол, брелоки и др. А Анна Петровна показала своё мастерство в вязании и вышивке. Участие приняла и старшая дочь Полина, показав свои лучшие рисунки. Большую роль уделили и белорусским блюдам: домашние колбасы, драники, белорусский смузи из клубники, а также, холодник, который никого не оставил равнодушным в жаркий день.

В семье Бычкалович есть еще одно интересное увлечение – это коллекционирование предметов быта наших предков. В коллекции есть маслобойки, старый самовар, сундук 1913г. и многое другое.

Всё это не просто любимое занятие для родителей. Они приобщают к этому своих детей уже с раннего возраста. Девочки стараются быть похожими на маму и папу.

Полина, посещая наш детский сад, участвовала во всех спектаклях, всех конкурсах. Теперь и младшая, Кристина, проявляет свои таланты.

Наблюдая за отношениями в этой семье, видно, как все они любят друг друга, какие они дружные, какие открытые, сколько в них позитива.

Как писал А.Н. Острогорский: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».

А у этой молодой семьи есть чему поучиться и чем гордиться!

Мама, Бывших Людмила Анатольевна, 46 лет, соцработник, родила и воспитывает четверых детей.

Папа, Бывших Андрей Николаевич, 47 лет, по профессии сварщик, рано потерял свою маму. Его воспитывали бабушка и дедушка.

Людмила Анатольевна с восьми лет росла без отца, трагически ушла из жизни её родная сестра – в 23 года.

Семья Бывших воспитывает четверых детей:

1)      Старший сын, Максим, 22 года, отслужил в армии, работает в совместной белорусско-китайской фирме. Является одним из лучших. Закончил Смолевичский лицей.

2)      Сын Алексей, 18 лет, учится в Жодинском государственном политехническом колледже, весьма успешно, один из лучших студентов, занимается спортом, имеет 70 наград за спортивные достижения.

3)      Сын Иван, ученик 5 класса Зеленоборского детского сада – средней школы, занимается спортивной борьбой (имеет четыре высокие награды), плаванием, хорошо учится.

4)      Сын Григорий, воспитанник детского сада, проявляет способности в музыке.

Людмила Анатольевна, имея троих детей, в 36 лет заочно закончила техникум, имеет специальность мастера кройки и шитья.

Андрей Николаевич, своими руками, практически без посторонней помощи (кроме сыновей) за три года построил большой просторный дом.

Родители являются для своих детей примером во всем: у обоих совершенно отсутствуют вредные привычки, детей воспитывают тактичными, старательными, трудолюбивыми. Ни один из сыновей не был замечен в каких-либо противоправных действиях.

О Людмиле Анатольевне положительно отзываются ее подопечные – престарелые бабушки и дедушки. Андрея Николаевича знают, как хорошего специалиста-строителя – владеет практически всеми основными специальностями. По его словам, многому его научил дедушка – Бывших Максим Александрович, участник Великой Отечественной войны, инвалид войны (ушел из жизни). До сих пор семья хранит реликвии – награды дедушки.

Все дети семьи Бывших любят музыку. Бабушка, Татьяна Ивановна, в прошлом – музыкальный работник.

Рабочий день в семье начинается рано: в 5 утра. Людмила Анатольевна сначала провожает на работу Максима, затем Алексея - на учебу в город Жодино, Ваню – в школу, Гришу – в детский сад. Папа больше находится в разъездах – строитель. В семье всегда спокойно, у каждого свои обязанности.

Любовь к спорту всем детям привил собственным примером папа, который и сейчас не оставил занятия спортом. Мама – любовь к музыке, трудолюбие, культуру творчества во всем.

Людмила Анатольевна счастлива в жизни, отношения с мужем – как в молодости, хотя стаж семейной жизни – 25 лет.

О чем жалеет? Что не может работать по специальности, мечтала бы открыть свое ателье, поэтому старается работать больше на дому. По ее словам, в молодости, когда поженились, никаких планов не строили, все получилось само собой.

И родители, и дети считают, что их семья – самая счастливая!

Козел Ю.В., заместитель директора по ВР ГУО «Зеленоборский УПК детский сад – средняя школа»