Значительную жизнь ребенок проводит в семье, и по длительности воздействия ни детский сад, ни школа, ни институт не могут сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, там он получает азы знаний об окружающем мире, культуре поведения. Семья это определенный морально – психологический климат и в этой среде дети получают представление о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и моральным ценностям.
Мы с мужем своим детям стараемся донести информацию о том, что мы любим их просто так просто потому, что они у нас есть, даже когда поведение их не совсем хорошее. У нас трое детей две девочки и мальчик, они разного возраста, у них разные вкусы, разные увлечения, но мы никогда не сравниваем, их друг с другом, никогда не говорим, что кто-то лучше кого-то. Мы учим их советоваться друг с другом, и даже если младший ребенок советует старшему что – то, что помогает решить вопрос, то не важно кто старше. Главное, что наша семья единое целое, где учитывают и уважают мнение каждого члена нашей семьи. Ведь не мебель и отопление создают уют и тепло, а добрые отношения, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении, любви, терпении и сострадании друг к другу.
В одной книге я прочитала, что когда количество детей в семье превышает количество родителей, то родители должны занять круговую оборону. Мы с мужем всегда поддерживаем, друг друга, и дети даже говорят, что мама с папой всегда заодно. Потому что если один родитель что-то запретил, то другой не должен это разрешать, но без фанатизма, если можно всем вместе обсудить договориться, то решение вопроса можно совместно изменить.
Мы стараемся воспитывать детей именно своим примером: тем, как мы сами пытаемся стать лучше. В этом деле не должно быть фальши, только искренность в отношениях даёт позитивный результат. Если же я или муж ошибаемся в чем – то, то спокойно признаем свои ошибки и стараемся исправить то, что можно. Мы пытаемся научить своих детей быть самостоятельными: научиться принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них.
Мудрость родителей также состоит и в том, чтобы давать детям возможность совершать ошибки и учиться, приобретая собственный жизненный опыт. Конечно, это не должно доходить до абсурда: например, не стоит стоять в стороне и спокойно ждать, пока ребёнок приобретает опыт наркомана, вора и убийцы. Но излишняя забота и стремление любой ценой оградить от неприятностей и трудностей жизни мешает расти ребенку, превращает его в пассивного созерцателя жизни, иждивенца: зачем что-то решать, если родители это сделают лучше. И к старости родители получают результат такого воспитания, и тогда на свою маленькую пенсию они вынуждены содержать своих великовозрастных детей.
Нам бы хотелось, чтобы наши дети росли полноценными и счастливыми, позаботиться о том, чтобы они не чувствовали себя заброшенными, лишними. Чтобы они были уверены в нашей безусловной любви к ним, постоянно ощущали на себе нашу заботу и внимание. были уверены в нашей защите и поддержке.
Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботиться и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.
При этом важно не представлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя встроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно – нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно, следовать призрачным для них идеалам.
Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться ещё, когда малыш совсем маленький, чтобы более гармонично войти в его жизнь.
К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.
Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь блины утром в выходной день, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий или начало учебного года, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…
Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.
Семья Неборской Алеси Викторовны.