1. В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия "правонарушения", "противоправные действия", "безнравственный проступок", "девиантное поведение".
Таким образом, противоправное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Общая профилактика:
- Создание благоприятных социально-экономических условий.
- Создание благоприятных социокультурных условий.
- Создание благоприятных социально-педагогических условий.
- Содействие семье.
- Реализация воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов.
- Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков.
- Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время.
Специальная профилактика:
- Коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.
- Использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки.
- Социально-правовая помощь подросткам.
- Защита подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.
Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды, неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.
Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность:
- Выявление девиантных подростков.
- Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении.
- Определение своеобразия формирования личности.
- Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение необходимо:
- Нейтрализовать негативное влияние социальной среды.
- Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы,противоправного межличностного общения).
Научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить её. Следовательно, при организации коррекционно педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведениянесовершеннолетних, учёта силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.
Можно выделить несколько групп причин отклоняющегося поведения учащихся которые определяют направления профилактической и коррекционной работы с данной категорией учащихся:
1 группа: причина девиантного поведения - различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих "место наименьшего сопротивления" приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения.
Естественная форма коррекционной и профилактической работы - направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий. Центр тяжести с профилактики переходит на лечение.
2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе ("Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше"). Центр профилактической работы - воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада, хотя процесс воспитания - явление мало контролируемое.
3 группа, отклоняющееся поведение - типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе - повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина - отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых.
В центре профилактической работы - обучение педагогов и родителей.
4 группа: причина девиантного поведения- специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих ("Я хочу, чтобы меня любили").
Центр профилактической работы - организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия.
5 группа: отклоняющееся поведение подростков - одна из естественных форм поведенияв этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании - это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход - переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведнения. В психологии есть разные названия для обозначения потребностей, возникших на этой основе. Это и потребность в социально-значимой деятельности, т.е. той деятельности, которая рассчитана на получение оценки взрослых, и потребность в рисковом поведении: потребность в острых ощущениях, эмоциональном насыщении и др.
Главная форма профилактики- отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям.
Существенное значение здесь имеет именно групповая организация отвлекающего поведения.
Выявление групп риска (учащиеся склонные к совершению правонарушений и преступлений; учащиеся-сироты; учащиеся с нарушениями в психофизическом развитии; акцентуированные личности; учащиеся из неблагополучных семей; непризнанные "гении" или одаренные дети; учащиеся статуса "отверженные" и др.)- возможность перехода от общей профилактической работы к прицельной, ориентированной на конкретные формы противоправного поведения. Например, психологические исследования (В. Н. Иванченко, А. Г. Асмолов, С. Н. Ениколопов) показали, что преступление имеет особый личностный смысл, во время его совершения актуализируются смысловые установки. Индивидуальные личностные установки - результат усвоения инвариантов норм, традиций данной субкультуры. Все это относится и к противоправным установкам: готовности к совершению действий, имеющих девиантный характер.
Существуют следующие формы противоправных установок:
- готовность к АГРЕССИВНОМУ поведению во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера по общению в качестве средства стабилизации самооценки;
- готовность к САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ И САМОПОВРЕЖДАЮЩЕМУ поведению (это поведение направлено на причинение вреда самому себе, с ним связаны такие показатели, как низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, садомазохистские тенденции);
- готовность к АДДИКТИВНОМУ поведению (предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, наличие сенсорной жажды и гедонистически ориентированных норм и ценностей);
- готовность к ДЕЛИНКВЕНТНОМУ (антисоциальному) поведению - предрасположенность к вступлению в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Этот потенциал в определенных ситуациях легко реализуется в антисоциальном, преступном поведении;
- готовность девочек-подростков к поведению по мужскому типу (степень принятия женской социальной роли). Помимо специфических женских форм отклоняющегося поведения, девушки принимают мужские стереотипы девиантного поведения и часто их поступки имеют мужской характер.
Личностные установки имеют длительную историю формирования, и это помогает выявлять их характер еще до того, как они проявятся в определенном поведении. Однако, следует отметить, что важной отличительной чертой сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможной их перестройку методами традиционной педагогики, требует применения суггестивных методов - внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффективно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного поведения формировать новые. Внедрение в широкую превентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого теоретического и методического оснащения, что входит в компетенцию психологического знания. Применение суггестивных методов в перестройке неосознаваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. Напротив, действенность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы будут закреплены в системе воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно полезной деятельности, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
Важно, чтобы подобная специальная профилактика имела отчетливо упреждающий характер. Только тогда она позволяет начинать работу с потенциальными нарушителями еще до того, как они совершат нарушение. В этом случае исчезает отчетливый репрессивный характер работы с подростками с девиантным поведением, что повышает эффективность воздействий.
В качестве специальной профилактики можно также выделить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями.
В структуре индивидуальной профилактики правонарушений выделяются следующие основные задачи:
- своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;
- разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на "срывы" и поощрение позитивных сдвигов.
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:
- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых - формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;
- методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты необходимо устранить;
- формы воздействия на непосредственное окружение личности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений;
- средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект применительно к данному ребенку;
- основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.
При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:
- содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
- осознание перспективности в перевоспитании;
- изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
- отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
- терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса.;
- активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.
При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; чувства социальной ответственности и дисциплины.
Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ускорение процесса формирования общей положительной направленности поведения индивида.
Воспитательно-профилактические мероприятия должны носить комплексный характер, так как только при таком воздействии внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних изменениях личности, способствуют позитивному ее развитию.
Литература
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979
- Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993
- Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми.- Киров, 1994.
- Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - Москва-Воронеж, 2002.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - 2-е изд. - М., 1994
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Коррекция детско-подростковой дезадаптации посредством социально-психологических тренингов: Материалы областного семинара 19 ноября 2002 года/ составитель: Н.И. Бокунь. - Гомель, 2002.
- Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000.
- Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. // Вопросы психологии, №3,1988 г.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001.
- Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодёжи. - Киев 1985
- Моргун В.Ф. Делинквентный подросток: Учебное пособие по психопрофилактике, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения подростков для социальных педагогов, студентов педагогических, психологических, юридических специальностей, интернов-психиатров / В.Ф. Моргун, К.В. Седых. - Полтава, 1995.
- Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2000
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М., 2003.