Перестройка всех сфер общественной жизни, происходящая в нашей стране, резко повысила интерес к проблемам подростков и молодежи. Бытовавшие ранее бодро-оптимистические лозунги типа «дети — привилегированный класс», «все лучшее — детям» уступили место трезвому и вдумчивому анализу реального положения несовершеннолетних в обществе. Часто вскрываются факты, свидетельствующие о жестокости, унижении достоинства, непонимании, формальном отношении к несовершеннолетним со стороны взрослых.
Во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас, в последние десятилетия отмечается увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых молодежью. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей: среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющемся в уголовно ненаказуемых асоциальных действиях, таких, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, мелкое хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой социальных отклонений являются покушения на свою жизнь и самоубийства. Факты добровольного ухода из жизни всегда расцениваются как чрезвычайные события и особенно, когда эти действия совершаются несовершеннолетними людьми.
В чем же причины возникновения и неуклонного роста различных видов антиобщественного поведения несовершеннолетних? Одним из факторов, воздействующих на этот процесс, является деформация современной семьи. Как известно, семье принадлежит важнейшая роль в социализации ребенка. Заложенные в раннем детстве при взаимодействии ребенка с родителями ценности, нормы, представления во многом определяют его жизненный путь, формируют общественную позицию.
Напряженный ритм жизни, особенно в условиях крупного города, воздействие многочисленных стрессогенных факторов, рост тревоги, агрессивности людей, ломка традиционного уклада взаимоотношений между супругами приводят к кризису семьи. Возрастает число неполных семей. Например, в Москве ежегодно распадается каждый третий из заключенных браков. Однако даже формально благополучные семьи часто оказываются педагогически несостоятельными, не выполняют таких важнейших функций, как эмоциональная поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. Формально объединенные под одной крышей члены семьи и особенно дети оказываются в действительности разобщенными, испытывая чувство одиночества и непонятости. Этому во многом способствуют такие факторы, как высокая занятость женщин на производстве, их бытовая загруженность, приводящая к невозможности уделять достаточную часть времени воспитанию детей (по данным социологов, работающие женщины тратят на это всего лишь 20 мин в день), отсутствие у членов семьи элементарных знаний о психогигиене, дефицит психологической и педагогической культуры.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что семейное неблагополучие часто является источником отклоняющегося поведения. Так, 80 % социально адаптированных подростков воспитывались в полных семьях; 50 % правонарушителей — в неполных. Однако социально-демографические показатели отражают лишь формальное состояние семьи. Более содержательную информацию можно получить при анализе нравственно-психологического климата в той или иной семье, особенностей взаимоотношений детей и родителей. Характер эмоциональных связей между разными поколениями в семье, особенно между матерью и ребенком, является крайне важным для формирования таких социально значимых качеств, как стабильность самооценки, самостоятельность, способность к адекватному общению, доверие к окружающим, дружелюбие. В исследованиях отмечается, что 65 % законопослушных подростков воспитывались в семьях с благополучным психологическим климатом, удельный вес числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением составляет 12 %, процент же правонарушителей, воспитывавшихся в таких семьях, минимален.
Неблагополучие, дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания на формирование личности подростка может проявляться как в прямых, так и в косвенных формах. Прямое десоциализирующее влияние оказывает на ребенка семья, члены которой ведут антисоциальный образ жизни, проявляющийся в алкоголизации родителей, драках, участии в преступной деятельности, а также асоциальные семьи — внешне благополучные, но ориентированные на нормы и ценности, противоречащие общественной морали (стяжательство, цинизм, бездуховность, потребительские установки). Приблизительно 30—40 % подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитываются в семьях с прямым дезадаптирующим влиянием на них. Необходимо отметить, что условия воспитания в таких семьях не только формируют антиобщественную направленность личности несовершеннолетнего, но и часто проявляются в жестоком физическом обращении с детьми, плохом уходе за ними.
Косвенное дезадаптирующее влияние на детей и подростков оказывают условия воспитания в конфликтных семьях с неблагополучными межличностными отношениями, а также в педагогически несостоятельных семьях, где по тем или иным причинам искажены отношения между родителями и детьми, дезорганизован или вовсе не проводится процесс целенаправленного воспитания. Наличие собственных неразрешенных психологических проблем у родителей, их повышенная тревожность, пониженная самооценка также существенно затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Такие родители могут быть крайне противоречивыми и непоследовательными в своих действиях, они не уверены в себе как в родителях и воспитателях своих детей и из-за этого чрезмерно строги, придирчивы и критичны к детям, склонны применять физические наказания, хотя при этом сомневаются в их эффективности. Все это может приводить к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
Недостатки семейного воспитания резко затрудняют адаптацию ребенка к школьным условиям. При этом дезадаптирующее воздействие семейного воспитания часто накладывается на неблагополучное нервно-психическое здоровье ребенка, что приводит к различным формам патохарактерологических отклонений. У таких детей недостаточно сформированы или практически отсутствуют познавательные потребности, слабо развит интеллектуальный потенциал. Особенности поведения таких детей и подростков, будучи сами по себе непатологическими, тем не менее требуют к себе пристального индивидуального внимания со стороны учителей с самого начала школьного обучения. В этом случае ошибки домашнего воспитания могут быть компенсированы и процесс десоциализации приостановлен. Однако нередки случаи, когда на неблагополучие семейного воздействия накладываются ошибки школьного воспитания. К ним относят излишний формализм, заорганизованность учебно-воспитательной работы, недостаточную гибкость педагогов, отсутствие у них индивидуального подхода к детям, жесткий авторитарный стиль общения с учащимися, неуважение к личности несовершеннолетнего, низкая профессиональная компетентность педагогов, которая порождает у учащихся отсутствие интереса к изучаемому предмету.
В результате действия указанных факторов некоторые учащиеся как бы выпадают из процесса обучения, выходят из сферы влияния школы. Конфликтные отношения с преподавателями, плохая успеваемость часто ведут к нарушению процесса общения с соучениками. Неблагополучные подростки часто чувствуют себя изгоями в классе. У них оказываются фрустрированными наиболее значимые для данного возраста потребности — в самоутверждении, доверительном общении, эмоциональной поддержке, причастности к группе. Растет чувство тревоги, усиливаются переживания одиночества, незащищенности, психологического дискомфорта.
Но даже в тех случаях, когда условия в семье вполне приемлемы с точки зрения удовлетворения необходимых жизненных потребностей ребенка, в том числе в эмоциональной сфере (он окружен любовью и заботой близких), плоды семейного воспитания могут быть сведены к нулю дефектами школьного воспитания и образования. Школа является вторым после семьи важнейшим институтом социализации ребенка, где он не только овладевает определенным запасом знаний, но и включается в доступные ему виды социальной активности, вступает в значимые для него отношения со сверстниками и педагогами.
Необходимо отметить, что в настоящее время система школьного образования ориентирована главным образом на обучение. Процесс воспитания ведется формально и является крайне неэффективным. Этому способствует сильная перегруженность учителей как учебной работой, так и многочисленной отчетностью, переполненность классов, нерациональность программ обучения, отсутствие у педагогов элементарных психологических знаний. Нередко в школу попадают случайные люди, формально относящиеся к своим обязанностям, часто не только не способные, но и не желающие устанавливать глубокий контакт с учащимися. Беда многих учителей заключается в том, что свои собственные психологические проблемы (например, неудовлетворенное честолюбие, стремление к доминированию), трудности межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе или в собственной семье они пытаются разрешить за счет своих учеников, даже не осознавая этого. Пристрастность и необъективность в отношении к детям становятся тем более опасными, если дети оказываются в полной зависимости от учителей, а учителя при этом обладают низкой способностью к рефлексии своих поступков и личностных особенностей. При обучении студентов в педагогических вузах страны эта проблема, к сожалению, даже не ставится.
Педагогическая несостоятельность семьи и школы приводят к тому, что многие подростки, не нашедшие понимания и поддержки со стороны значимых взрослых, становятся к ним в оппозицию, что проявляется в тотальном отрицании положительных социальных норм и ценностей. Подобные «выпавшие» из учебного коллектива подростки тяготеют друг к другу и консолидируются в неформальные группы асоциальной направленности. В процессе общения и взаимодействия в этих группах происходит насыщение неудовлетворенных потребностей в самоутверждении, общении, чувстве принадлежности к группе. Именно в подростковых асоциальных и антисоциальных группах обычно происходит становление и усвоение альтернативных норм и ценностей, формирование отклоняющегося поведения, криминализация подростков. По данным криминологических исследований, до 80 % преступлений, совершаемых подростками, являются групповыми.
Наиболее ярким примером того, как просчеты семейного и школьного воспитания проявляются в отклоняющемся поведении, является столь тревожащий сейчас общественность половой аморализм несовершеннолетних. Результатом неадекватной половой социализации, ханжеского замалчивания, недостаточной или искаженной информации является оппозиционное отношение подростков к половой морали общества, выражающееся в ранних беспорядочных половых контактах, сексуальных извращениях, архаическом или циничном отношении к вопросам пола.
Помимо типичных дефектов воспитания, вытекающих из особенностей современных семьи и школы как социальных институтов, существует еще один источник формирования отклоняющегося поведения детей и подростков, которому до сих пор не уделялось должного внимания. Речь идет о жестоком обращении с детьми и подростками со стороны взрослых, приводящем к физической и психологической травматизации. Испытанная в детстве жестокость оставляет след на всю жизнь и способствует нарушению процесса эмоционального созревания ребенка, вырабатывая у него в качестве компенсаторных механизмов агрессивность, готовность с помощью насильственных действий разрешать жизненные коллизии.
Эта проблема выходит за рамки обсуждения вопроса о причинах антисоциального поведения несовершеннолетних и затрагивает вопрос обеспечения социально-правовой защиты интересов детей и подростков, находящихся в зависимом положении от лиц, чьи действия наносят тот или иной вред личности несовершеннолетнего.
Жестокое обращение с детьми включает в себя, например, регулярное избиение их родителями или другими родственниками с патологически выраженными садистскими наклонностями. Дети и подростки могут стать жертвами сексуального насилия со стороны взрослых людей, иногда ближайших родственников. Отнюдь не редки случаи совращения несовершеннолетних и их эксплуатации в целях проституции. В последнее время получают широкую огласку факты жестокости педагогического персонала по отношению к воспитанникам детских домов и интернатов. Менее известны случаи незаконных способов ведения следствия при разборе правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
К сожалению, не только в научном анализе этой проблемы, но и в сборе соответствующей статистической информации мы заметно отстаем от других развитых стран. По некоторым источникам, в 1980 г. в Великобритании более 100 детей были избиты до смерти теми, кто призван был о них заботиться, и еще примерно 8000 детей пострадали от так называемых неслучайных повреждений. По данным американских исследователей, в США ежегодно от жестокого обращения погибают от 2000 до 5000 детей, что послужило причиной издания законов, предписывающих врачам сообщать о подозрительных случаях соответствующим органам.
В прошлом году английское телевидение обратилось к подросткам, подвергнувшимся сексуальному насилию со стороны взрослых, позвонить на телестудию и рассказать дежурившим там психотерапевтам о гнетущих их переживаниях. Результаты эксперимента превзошли все ожидания. Количество последовавших звонков было столь велико, что в ближайшее время пришлось открыть особую линию телефонной психотерапии, специализирующейся только по этому вопросу.
В 1985 г. в Швейцарии собралась первая Международная конференция по проблемам детей, страдающих от побоев и жестокого обращения, где эта тема рассматривалась в масштабах всего мира. На эту конференцию, созванную совместно Всемирной организацией здравоохранения и Советом международных медицинских научных организаций, собралось более ста юристов, воспитателей и медицинских работников из 30 стран. В нашей стране систематизированное и целенаправленное изучение проблемы жестокого обращения с детьми и соответственно разработка мер социально-правовой защиты по сути дела еще не начинались. Отсутствие необходимой информации служит слабым утешением, что подобной проблемы у нас просто не существует.
2. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Предупреждение антисоциального и противоправного поведения несовершеннолетних, а также медико-социальная и правовая защита детей и подростков являются, на наш взгляд, двумя проблемами, тесно сцепленными между собой. Однако на сегодняшний день у нас в стране ни одно из существующих традиционных учреждений, находящихся в подчинении медицинского, правоохранительного или педагогического ведомств, не в силах взять на себя комплексное решение этих проблем во всей их сложности и полноте.
Действующие у нас органы профилактики по характеру работы, объекту воздействия и применяемым методам делятся на органы общей и специальной профилактики. К первым относятся инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит работа с подростками-правонарушителями и антисоциальными семьями. В арсенале методов, используемых органами специальной профилактики, представлены меры как общественного, так и административно-правового воздействия.
К органам общей профилактики относятся школы, ПТУ, советы трудовых коллективов, комсомольская и другие общественные организации, осуществляющие свою работу методами общевоспитательного воздействия. Несмотря на значительное число различных организаций и институтов, ответственных за профилактику отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних, их эффективность оказывается достаточно низкой. Одной из причин подобного положения является недейственность общей профилактики. Как указывалось ранее, учебные заведения не справляются с воспитательной работой, что объясняется, с одной стороны, перегруженностью преподавателей, а с другой,— их недостаточной компетентностью в области профилактики социальных отклонений из-за отсутствия специальной подготовки. Сказанное относится и к сотрудникам других организаций, призванных осуществлять общепрофилактическую работу. Столкнувшись с реальными сложностями, случаями отклоняющегося или противоправного поведения своих учащихся, администрации школ и ПТУ стремятся передать их в ведение органов спецпрофилактики, часто даже и не пытаясь воздействовать своими методами или ограничиваясь нравоучениями.
Отсутствие должного эффекта в деятельности системы общей профилактики приводит к перегрузке органов спецпрофилактики, прежде всего ее ведущего звена — комиссий по делам несовершеннолетних (КДН). На комиссию выносятся дела подростков, проступки которых порой являются случайными или незначительными, что отвлекает внимание и силы от осуществления основной функции КДН — координации усилий различных звеньев системы профилактики и работы с наиболее сложным криминальным и асоциальным контингентом и семьями, ведущими антиобщественный образ жизни. В результате поток текущих разбираемых КДН дел приводит к низкому уровню их анализа, отсутствию индивидуального подхода к несовершеннолетним, невозможности внимательного изучения их личностей, состояния физического и нервно-психического здоровья, условий жизни и воспитания.
Следует признать совершенно неудовлетворительным решение вопроса кадровой оснащенности КДН. В настоящее время этот центральный орган системы профилактики, несущий на себе, как показано, основную нагрузку, работает на общественных началах, не имея штатных специалистов. Работа бесплатной и непрофессиональной системы профилактики правонарушений оказывается непродуктивной и не способной решать весь круг стоящих перед ней проблем.
Еще одной причиной неэффективности существующей системы профилактики является ее пенитенциарный характер. Основной мерой воздействия на подростков и родителей, главной направленностью ее является запугивание или применение санкций наказания, а не психотерапевтический подход. Однако ни сцены публичного разбирательства неблаговидных поступков подростков на комиссиях по делам несовершеннолетних, ни налагаемые на родителей штрафы или письма, направляемые им по месту работы, не смогут улучшить процессы воспитании подрастающего поколения. Очевидно, что в отношении конфликтных и педагогически несостоятельных семей необходимо проведение внимательной и кропотливой работы. Они остро нуждаются в помощи педагогов и психологов для нормализации отношений и в улучшении внутрисемейного климата.
Лишение родительских прав как крайняя мера, направленная на наказание родителей и устранение ребенка из тяжелой семейной обстановки, далеко не всегда оказывается безусловно полезной для ребенка. Иногда это всего лишь перевод решения проблемы из одной плоскости в другую. В некоторых детских домах и интернатах психологическая атмосфера и условия жизни оказываются не менее тягостными, чем в семье, из которой ребенок был изъят по гуманным соображениям. Стрессогенный характер для психики ребенка носит не только эмоциональная депривация, связанная с отрывом от хотя и алкоголизирующихся, однако близких для него людей, но и грубость воспитателей, ночные экзекуции, устраиваемые старшими ребятами над младшими и новичками. Черствость и формализм по отношению к детям проявляются иногда уже с момента определения в детские дома и интернаты на имеющиеся там свободные места. Поскольку эта процедура в должной мере никем не контролируется, то братья и сестры часто оказываются помещенными в разные детские учреждения.
Следует признать, что существующие в настоящее время формы общей и специальной профилактики антисоциального и противоправного поведения детей и подростков в большой степени исчерпали себя и не справляются с возложенными на них задачами. Об этом свидетельствует, в частности постоянный рост числа различных правонарушений среди подростков и молодежи. В Московский ОВД в 1983 г. было доставлено 20 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, в 1987 г. эта цифра увеличилась уже до 32 тыс. человек. В общей сложности в Москве на сегодняшний день на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) состоит 10693 подростка, которые по сути дела являются потенциальным резервом для пополнения рядов взрослых правонарушителей.
Ежегодно из мест заключения освобождается свыше тысячи несовершеннолетних, которые нуждаются в своевременной социальной реабилитации в целях предупреждения у этого контингента рецидивной преступности.
Раннее начало половой жизни, беспорядочные и случайные связи ставят перед обществом не только нравственные, но и особого рода медико-социальные проблемы. Растет число венерических заболеваний среди несовершеннолетних, а также случаев прерывания беременности. На начало 1988 г. в Москве насчитывалось больше тысячи несовершеннолетних матерей-школьниц и учащихся ПТУ. Подобные эксцессы не всегда безболезненно переживаются подростками, в некоторых случаях они служат мотивом покушения на свою жизнь.
3. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Тревожные тенденции роста различного рода социальных отклонений среди подростков и молодежи, низкая эффективность работы традиционных органов общей и специальной профилактики, а также потребность в организации действенного контроля за соблюдением прав детей и подростков, удовлетворения их интересов и потребностей ставят вопрос о создании особого вневедомственного учреждения — Центра социально-психологической поддержки детей и подростков. При этом должны быть учтены достижения и опыт зарубежных организаций, занимающихся проблемами антикриминальной превенции среди молодежи, а также вопросами обеспечения защиты прав детей.
Целью создания Центра является научная разработка и практическая реализация новых подходов к ранней профилактике антиобщественного поведения несовершеннолетних, а также обеспечение социально-правовой защиты интересов детей и подростков, выявление и пресечение случаев жестокого обращения с ними со стороны взрослых , облеченных властью, от которых они находятся в зависимом положении. Центр должен осуществлять медико-консультативную, социально-психологическую, консультативно-правовую и психотерапевтическую помощь подросткам, родителям и представителям всех учреждений, причастных к воспитанию и обучению несовершеннолетних.
В основу организации Центра должны быть положены следующие принципы, соблюдение которых, на наш взгляд, крайне важно для успешного выполнения им своих функций:
1. Центр должен подчиняться непосредственно Моссовету и иметь межведомственный характер, чтобы избежать давления на него со стороны различных ведомств и навязывания ему посторонних задач.
2. Он должен обладать определенными полномочиями, чтобы иметь право контролировать деятельность инспекций по делам несовершеннолетних, в частности проверять правомерность принятия таких важных решений, как направление несовершеннолетних в спецшколы и спецПТУ с целью исправления их поведения, наложение штрафов на родителей; следить за соблюдением интересов ребенка при лишении родителей прав на него, либо при усыновлении его; выяснять характер конфликтов и педагогическую атмосферу в детских домах и интернатах, в которых выявляются случаи побегов воспитанников и где сложившаяся ситуация вызывает сомнение относительно правомерности тех или иных действий воспитателей и администрации; разбирать наиболее серьезные конфликты между учащимися и их родителями, с одной стороны, и преподавателями общеобразовательных школ и ПТУ — с другой; проверять условия жизни и характер воспитания в семьях, где родители ведут антиобщественный образ жизни, угрожающий физическому и психическому здоровью ребенка, вынужденному приспосабливаться к подобным условиям; и наконец, проверять обоснованность жалоб несовершеннолетних и их родителей на превышение полномочий работниками следственных органов в процессе привлечения подростков к уголовной ответственности или в качестве свидетелей.
3. Научно-практическая деятельность Центра должна носить комплексный междисциплинарный характер, поэтому его штаты должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами разных отраслей знаний: врагами-психотерапевтами, психологами, социологами, юристами, педагогами, социальными работниками (в их число могут входить лица со средним специальным образованием).
4. Центр территориально должен быть расположен в центральном районе Москвы, чтобы быть доступным для населения всего города, включая отдаленные окраинные зоны.
5. В состав Центра должны входить четыре основные структурные подразделения:
А. Консультативный центр, в котором будет проводиться лечебно-консультативная работа, включающая в себя консультации специалистов всех указанных профилей как для населения, так и для представителей различных учреждений, работающих с детьми и подростками; проведение индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
Б. Телефон доверия, на который возлагаются задачи в основном консультативного и психотерапевтического характера; кроме того через телефон при соответствующей рекламе может поступать информация о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними и ущемления их интересов.
В. Подразделения школьных психологов (психологических кабинетов) должны быть, по нашему проекту, основными периферийными звеньями Центра. В настоящее время школьные психологи, на которых лишь недавно были выделены ставки, совершенно разобщены в своей деятельности и находятся в непосредственном подчинении у администрации школ, детских домов и интернатов, перед которыми и отчитываются за свою деятельность. Однако администрация школы не всегда в состоянии квалифицированно планировать их работу и тем более проверять ее. В свою очередь школьные психологи, находясь в зависимом положении от администрации, не всегда могут принять сторону подростка в конфликтной ситуации с преподавателями, они не всегда будут способны противодействовать тому, чтобы без особых оснований передавать судьбу подростка в ведение органов спецпрофилактики, не затрудняя себя кропотливой работой с ним.
По нашим соображениям, школьные психологи, получая основную заработную плату в школах, должны строить свою деятельность под непосредственным руководством Центра и согласовывать ее с ним по определенной программе.
Г. Выездные бригады, состоящие из психотерапевта, психолога, социолога, педагога, юриста (при необходимости). Это звено позволяет реализовывать принцип быстрого маневрирования и обеспечить оперативное вмешательство для погашения конфликтов и предупреждения нежелательных эксцессов в том или ином районе города, детском доме и т. д. Информация о необходимости срочного вмешательства должна поступать в Центр непосредственно от школьных психологов, по сводкам работников ИДН, а также от самих подростков или их родителей. Бригада на месте может оказать необходимую консультативную и психотерапевтическую помощь, выяснить причины конфликтов. Работа бригады, выехавшей по вызову, может длиться от одного до нескольких дней до полной стабилизации неблагоприятной ситуации в том или ином детском коллективе.
6. Реализация проекта создания Центра в полном объеме, который предлагается в данном изложении, сделает возможным осуществление еще одного важнейшего принципа, а именно — построение единой взаимосвязанной системы ранней профилактики антиобщественного поведения подростков, т. е. осуществление системности профилактики, проведения ее на основе обратной связи между всеми подразделениями.
Что имеется в виду под ранней профилактикой? В настоящее время количество подростков, состоящих на учете в ИДН, непрерывно пополняется за счет новых лиц, которые от мелких проступков начинают по мере взросления переходить ко все более серьезным, регулярным и отнюдь не безобидным с точки зрения общественной морали нарушениям социальных норм. Центр должен взять на себя задачу раннего выявления и предупреждения подобного поведения, когда оно еще сравнительно легко поддается коррекции. В этом смысле он будет выполнять роль промежуточного звена между органами общей профилактики, в чьи функции входит воспитательная работа практически со всем контингентом подростков и органами спецпрофилактики, работающими с криминальным контингентом и подростками с асоциальными формами поведения. Его деятельность должна быть направлена на устранение причин нарушения социальной адаптации несовершеннолетних, оказание помощи семье и учебным заведениям в создании наиболее благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения.
Психотерапевтический подход должен стать ведущим принципом в профилактической работе с подростками и его микросоциальным окружением — прежде всего родителями. При этом следует заметить, что, разрешая личностные проблемы родителей, устанавливая с ними взаимоотношения врач — пациент, удается повысить восприимчивость советов психотерапевта, касающихся, например, изменения воспитательных акций, направленных против детей. Очень важно преодолеть позицию взрослых участников конфликта: «Родитель всегда прав, а подросток всегда не прав». Эту позицию можно рассматривать как компенсаторную защитную реакцию родителя на кризис его авторитета в семье, на снижение его самооценки.
7. И в заключение следует коснуться еще одного существенного вопроса, а именно принципов финансирования Центра. Здесь возможна реализация четырех экономических моделей, из которых лишь последняя представляется нам самой оптимальной и единственно приемлемой. Центр может быть:
а) полностью на дотациях государства;
б) частично на дотациях, частично на хозрасчетных началах за счет проведения платных консультаций и психотерапии;
в) полностью платным учреждением. Эти три модели имеют очевидные недостатки. Полное государственное обеспечение будет сковывать гибкую систему заработной платы сотрудников, что часто лишает их стимулов к максимальной профессиональной отдаче своих способностей. Частичное самофинансирование, выражающееся в переводе некоторого количества консультаций и лечения на хозяйственных расчет будет так или иначе дискредитировать качество бесплатных услуг. Полный перевод Центра на платное оказание помощи сделает помощь профессионалов недоступной для низко оплачиваемых слоев населения. Именно поэтому нами разработан и рекомендуется четвертый вариант модели.
Суть этой модели в следующем: Источником финансирования должен быть фонд, состоящий из двух частей: первая — базисная — образуется за счет поступления средств от заинтересованных государственных и общественных организаций (например, горздрав, Госкомитет СССР по народному образованию, ГУВД, комсомольские организации, Детский фонд им. В. И. Ленина и проч.); вторая — подвижная — образуется за счет благотворительных пожертвований кооперативов, частных лиц. При этом пожертвования кооперативов предпочтительнее в виде долевого участия — акций, т. е. поступления в Центр могут идти за счет процентов с оборота капитала. За счет одновременного существования взаимодополняющих источников финансирования Центр может строить свою работу на принципах хозрасчета и частичного самофинансирования. Следует подчеркнуть, что для пациентов социально-психологическая помощь остается бесплатной.
При такой системе финансирования частью средств Центр может распоряжаться по своему усмотрению. Средства могут использоваться на создание новых ставок для привлечения высококвалифицированных специалистов, увеличение заработной платы наиболее активных сотрудников, премирования школьных психологов, а также улучшение материально-технической базы Центра (современное оснащение психотерапевтических кабинетов, оборудование помещений и вспомогательных служб уютной мебелью, создающей необходимую психотерапевтическую обстановку, затраты на содержание транспортных средств для мобильного передвижения выездных бригад).
Реализация данного проекта должна способствовать существенному улучшению работы по предупреждению антиобщественного поведения и обеспечению социальной защиты детей и подростков.