Работа педагога состоит из трех последовательных этапов:

1.Первичное знакомство и выявление особенностей личности учащихся (изучение личных дел).

Итак, на первом этапе деятельность педагога должна заклю­чаться в следующем:

- первичное знакомство с бытовыми условиями учащихся, беседы с родителями с целью выделения интересов, увлечений, особенностей поведения;

- изучение школьных характеристик и предварительное знакомство;

- диагностика деловых, организаторских, коммуникативных и нравственных качеств учащихся и определение направленности отклонений в поведении. Метод диагностики — естественный эксперимент;

- формирование позитивно-требовательной установки педа­гогов на восприятие и оценку «трудных» подростков. «Трудных нет — есть только непривычно активные, в которых-то и чув­ствуется настоящая живая жизнь».

2.Тактика индивидуального подхода.

Педагогам следует строить свою стратегию взаимоотношений с ребятами на принципах внимания, теплоты, заботы, заинтересованности, понимания.

Стиль общения: разговаривать на равных, внимательно выслушивать любые, даже явно неверные идеи.

3.Внеурочная воспитательная деятельность.
Положительные результаты приносит такой педагогический прием, как обращение за помощью к учащимся с асоциальным поведением:

- вместе с учащимися разрабатывается реализация интересного для них и полезного для общества дела;

- в процессе реализации задуманного дела необходимы полное доверие; максимум самостоятельности, творчества и инициативности учащихся;

- подростки с асоциальным поведением должны почувствовать, что педагог в них нуждается;

- в случае, если увлечения учащихся отрицательно сказываются на учебе, не следует отрывать его от этих увлечений, запрещать заниматься интересным делом;

 высокой эффективности в воспитательном процессе добиваются те педагоги, которые сами с увлечением занимаются каким-либо интересным делом ж приобщают к этому своих воспитанников.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.         Предоставление самостоятельности.

Найти для каждого учащегося социально-значимую деятельность и предоставить полную свободу в ее реализации. Это усиливает личную ответственность за ее последствия.

2.         Избегание приклеивания ярлыков.

Если за учащимся с самого начала закрепить репутацию «слабый ученик», «недисциплинированный», то с полным основанием можно утверждать, что он им действительно станет. Старая английская пословица гласит: «Дайте собаке плохую кличку, и можете спокойно ее повесить».

3.         Похвала и поощрение.

Хвалить учащихся за усилия, вознаграждать их за достижения в творческой деятельности. Учащиеся должны получать процесса обучения в воспитания как можно больше положительных эмоций.

4.         Значимость своевременного извинения.

В тех случаях, когда педагог допустил отступление от правил эдагогического такта, сан совершил асоциальное действие по аошешда к учащемуся, необходимо незамедлительно извинить-с. Это повышает авторитет педагога в глазах учащихся.

5.         Применение наказания.

Нужно наказать истинного виновника ассоциального поступка.

Наказание должно следовать незамедлительно за совершением негативного действия.

Однако надо помнить: неоднократно подвергавшийся наказаниям человек сам становится более агрессивным.

Принципы профилактической работы могут быть использованы педагогами в профилактической деятельности для предупреждения асоциального поведения учащихся.

6.         Модель поведения, которую реализуют педагоги при общении, как с воспитанниками, так и между собой, во многом определяет и стиль поведения учащихся.

Надо хорошо помнить, что формирование асоциальных черт характера у учащихся как раз и произошло под воздействием и насилия (со стороны старших в семье), душевного дискомфорта в социальной микросреде.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ

Цель: немедленное реагирование на те или иные поступки учащихся

  1. 1.Систематический, постоянный, жесткий контроль за успеваемостью и поведением учащихся, за посещаемостью ими занятий
  2. 2.Индивидуальные беседы с учащимися

3. Систематические нарушения порядка, уклонение от выполнения учебных обязанностей необходимо обсуждать в ученическом коллективе

  1. 4.Обсуждение учащихся, совершающих правонарушения, в комиссиях по делам несовершеннолетних
  2. 5.Обращение к родителям или к администрация и общественности по месту их работы
  3. 6.Обращение в правоохранительные органы (в случае нарушения закона родителями).

Руководство по профилактике правонарушений и координацию соответствующей деятельности учебного заведения осуществляет совет профилактики.