Работа педагога состоит из трех последовательных этапов:
1.Первичное знакомство и выявление особенностей личности учащихся (изучение личных дел).
Итак, на первом этапе деятельность педагога должна заключаться в следующем:
- первичное знакомство с бытовыми условиями учащихся, беседы с родителями с целью выделения интересов, увлечений, особенностей поведения;
- изучение школьных характеристик и предварительное знакомство;
- диагностика деловых, организаторских, коммуникативных и нравственных качеств учащихся и определение направленности отклонений в поведении. Метод диагностики — естественный эксперимент;
- формирование позитивно-требовательной установки педагогов на восприятие и оценку «трудных» подростков. «Трудных нет — есть только непривычно активные, в которых-то и чувствуется настоящая живая жизнь».
2.Тактика индивидуального подхода.
Педагогам следует строить свою стратегию взаимоотношений с ребятами на принципах внимания, теплоты, заботы, заинтересованности, понимания.
Стиль общения: разговаривать на равных, внимательно выслушивать любые, даже явно неверные идеи.
3.Внеурочная воспитательная деятельность.
Положительные результаты приносит такой педагогический прием, как обращение за помощью к учащимся с асоциальным поведением:
- вместе с учащимися разрабатывается реализация интересного для них и полезного для общества дела;
- в процессе реализации задуманного дела необходимы полное доверие; максимум самостоятельности, творчества и инициативности учащихся;
- подростки с асоциальным поведением должны почувствовать, что педагог в них нуждается;
- в случае, если увлечения учащихся отрицательно сказываются на учебе, не следует отрывать его от этих увлечений, запрещать заниматься интересным делом;
высокой эффективности в воспитательном процессе добиваются те педагоги, которые сами с увлечением занимаются каким-либо интересным делом ж приобщают к этому своих воспитанников.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Предоставление самостоятельности.
Найти для каждого учащегося социально-значимую деятельность и предоставить полную свободу в ее реализации. Это усиливает личную ответственность за ее последствия.
2. Избегание приклеивания ярлыков.
Если за учащимся с самого начала закрепить репутацию «слабый ученик», «недисциплинированный», то с полным основанием можно утверждать, что он им действительно станет. Старая английская пословица гласит: «Дайте собаке плохую кличку, и можете спокойно ее повесить».
3. Похвала и поощрение.
Хвалить учащихся за усилия, вознаграждать их за достижения в творческой деятельности. Учащиеся должны получать процесса обучения в воспитания как можно больше положительных эмоций.
4. Значимость своевременного извинения.
В тех случаях, когда педагог допустил отступление от правил эдагогического такта, сан совершил асоциальное действие по аошешда к учащемуся, необходимо незамедлительно извинить-с. Это повышает авторитет педагога в глазах учащихся.
5. Применение наказания.
Нужно наказать истинного виновника ассоциального поступка.
Наказание должно следовать незамедлительно за совершением негативного действия.
Однако надо помнить: неоднократно подвергавшийся наказаниям человек сам становится более агрессивным.
Принципы профилактической работы могут быть использованы педагогами в профилактической деятельности для предупреждения асоциального поведения учащихся.
6. Модель поведения, которую реализуют педагоги при общении, как с воспитанниками, так и между собой, во многом определяет и стиль поведения учащихся.
Надо хорошо помнить, что формирование асоциальных черт характера у учащихся как раз и произошло под воздействием и насилия (со стороны старших в семье), душевного дискомфорта в социальной микросреде.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ
Цель: немедленное реагирование на те или иные поступки учащихся
- 1.Систематический, постоянный, жесткий контроль за успеваемостью и поведением учащихся, за посещаемостью ими занятий
- 2.Индивидуальные беседы с учащимися
3. Систематические нарушения порядка, уклонение от выполнения учебных обязанностей необходимо обсуждать в ученическом коллективе
- 4.Обсуждение учащихся, совершающих правонарушения, в комиссиях по делам несовершеннолетних
- 5.Обращение к родителям или к администрация и общественности по месту их работы
- 6.Обращение в правоохранительные органы (в случае нарушения закона родителями).
Руководство по профилактике правонарушений и координацию соответствующей деятельности учебного заведения осуществляет совет профилактики.